Викторина юных физиков ОФН РАН 03.05.2023

5-7 класс, вопрос задаёт:

Рубцов Григорий Иванович
Профессор РАН
доктор физико-математических наук
Заместитель директора по научной работе Института ядерных исследований РАН
https://prof-ras.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1057:rubtsov-grigorij-igorevich&Itemid=103

Вопрос: https://forms.gle/1qxv7GWrgu7QGHsCA


8-9 класс, вопрос задаёт:

Александров Евгений Борисович
Академик РАН
доктор физико-математических наук
Заведующий лабораторией в Физико-техническом институте РАН им. А.Ф. Иоффе
https://ru.wikipedia.org/wiki/Александров,_Евгений_Борисович

Вопрос: https://forms.gle/2JHfqU9wanCjgyda9


10-11 класс, вопрос задаёт:

Смирнов Александр Иванович
Член-корреспондент РАН
доктор физико-математических наук
Главный научный сотрудник международной лаборатории физики конденсированного состояния НИУ-ВШЭ
Профессор базовой кафедры физики низких температур Института физических проблем имени П. Л. Капицы РАН НИУ-ВШЭ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Смирнов,_Александр_Иванович_(физик)

Вопрос: https://forms.gle/N1BSQ8vwJ1W8vh789


Примечание: Уважаемые участники, если вы хотите сопроводить свой ответ иллюстрацией (фото-, видео- материалом) вы можете прислать его на почту edu@gpad.ac.ru с пометкой в теме “Тур, уровень, ФИО”.

В случае если ваше решение полностью оформлено в виде иллюстрации, просим вас заполнить и отправить Гугл форму и обязательно указать пометку в поле “ответ отправлен в виде иллюстрации”, чтобы ваше участие в туре было отмечено и засчитано.

За грамотные дополнительные рассуждения при решении задачи, оригинальные идеи и решения Вы можете получить 1 дополнительный балл непосредственно от авторов задач. Особо приветствуется постановка эксперимента и проведение домашнего лабораторного опыта.


Справки:

 2022-2031 – Десятилетие науки и технологий

25 апреля вышел указ Президента России «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».

«В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий, постановляю объявить 2022-2031 годы в РФ Десятилетием науки и технологий», – говорится (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022) в указе.

Среди основных задач предстоящего Десятилетия обозначены:

  • привлечение в науку талантливой молодежи;
  • содействие разработчикам и исследователям в решении важнейших задач развития общества и страны;
  • повышение доступности информации о достижениях и возможностях российской науки среди населения.

Год педагога и наставника
https://www.inr.ru/

Указом Президента страны 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В целях развития научного наставничества для молодых ученых запускается специальная программа.
В рамках Года педагога и наставника в регионах страны пройдут мастер-классы от выпускников-наставников, интерактивные лектории, конкурсы, а также Всероссийские и Международные научно-практические конференции. Будет организована работа по привлечению молодежи в педагогическую профессию, распространению опыта лучших педагогов и наставников, повышению качества образовательных программ. Лучшие преподавательские практики и современные подходы к обучению станут одной из тем юбилейного 10-го Московского международного Салона образования.
К программе мероприятий Года педагога и наставника активно присоединятся вузы, на базе которых состоятся тематические события. С 29 марта по 3 апреля пройдет всероссийский педагогический марафон «Диалог педагогических поколений: время учить и учиться». Мероприятие нацелено на обмен педагогическим опытом: участники из топовых вузов, школ и колледжей обсудят приоритеты образовательных реформ и современные тренды педагогического образования. Марафон состоится в очном и дистанционном формате и объединит около 5 тыс. участников.

Институт ядерных исследований Российской академии наук (ИЯИ РАН)

https://www.inr.ru/

Институт ядерных исследований Российской академии наук был образован в 1970 году для создания современной экспериментальной базы и развития исследований в области физики элементарных частиц, атомного ядра, физики космических лучей и нейтринной астрофизики. В настоящее время Институт является одним из ведущих научных физических центров. В Институте сооружены, действуют и развиваются уникальные научно-исследовательские установки мирового класса.

Физико-технический институт имени А.Ф.Иоффе Российской академии наук (ФТИ им. А.Ф.Иоффе РАН)
http://www.ioffe.ru

Физико-технический институт имени А.Ф.Иоффе Российской академии наук является одним из крупнейших научных центров России, в котором широким фронтом ведутся как фундаментальные, так и прикладные исследования в важнейших областях современной физики и технологии.
Институт был основан в 1918 году Абрамом Федоровичем Иоффе, который затем возглавлял его в течение нескольких десятилетий. С 1960 года институт носит имя этого выдающегося ученого и организатора науки.
Занимает первую строчку в списке российских институтов по суммарному индексу цитирования научных публикаций своих сотрудников.
В ФТИ РАН в настоящее время пять крупных отделений, каждое из которых включает несколько научных лабораторий:
Центр физики наногетероструктур
Отделение твердотельной электроники
Отделение физики твёрдого тела
Отделение физики плазмы, атомной физики и астрофизики
Отделение физики полупроводников и диэлектриков

Институт физических проблем им. П.Л. Капицы Российской Академии Наук (ИФП РАН)
http://www.kapitza.ras.ru/

Институт физических проблем им. П.Л. Капицы Российской Академии Наук (ИФП РАН) был основан в 1934 году для перенесения исследований П. Л. Капицы из Англии в СССР. Это несколько необычное название должно отразить собой то, что институт не будет заниматься какой-либо определенной областью знания, а будет, вообще говоря, институтом изучающим известные научные проблемы, круг которых определится тем персоналом, теми кадрами ученых, которые будут в нем работать. В первые годы работы имел очень маленький кадровый состав ‒ менее 10 научных сотрудников, чем значительно выделялся среди других институтов РАН. При этом вклад в мировую науку сотрудников ИФП трудно переоценить — в его стенах было проведено много новаторских экспериментов и открытий в области физики низких температур и физики плазмы (работы по термоядерной реакции). Три сотрудника института были удостоены Нобелевской премии по физике: Пётр Леонидович Капица — за экспериментальное исследование сверхтекучести гелия-II[1], Лев Давидович Ландау — за теоретическое исследование сверхтекучести гелия-II[2], Алексей Алексеевич Абрикосов — за теоретическое объяснение свойств сверхпроводников II рода. В начале XXI века количество научных сотрудников возросло до 50 .
В настоящее время основные исследования в Институте проводятся в области физики низких температур: сверхтекучесть, сверхпроводимость, квантовые кристаллы, магнетизм, взаимодействие излучения с веществом. В Институте проходит обучение студентов и аспирантов Московского физико-технического института и Высшей школы экономики.