Викторина юных физиков ОФН РАН 03.05.2024
5-7 класс, вопрос задаёт:
Сурис Роберт Арнольдович
Академик РАН
доктор физико-математических наук
Заведующий лабораторией в Физико-техническом институте РАН им. А.Ф. Иоффе
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сурис,_Роберт_Арнольдович
http://issp.ac.ru/main/index.php/ru/chleny-ran/pochetnye-chleny-iftt-ran/1835-robert-arnoldovich-suris.html
Вопрос: https://forms.gle/RC8UJCumVWKtH2zg7
8-9 класс, вопрос задаёт:
Родина Анна Валерьевна
Профессор РАН
доктор физико-математических наук
главный научный сотрудник ФТИ им. А. Ф. Иоффе,
https://spinopt-ioffe.ru/ru/about-lab/employees/rodina-anna/
https://www.researchgate.net/profile/Anna-Rodina
http://experts.itp.ac.ru/science/whoiswho/info/45836
Вопрос: https://forms.gle/Zdfyy9fJd7HjZz1cA
10-11 класс, вопрос задаёт:
Глазов Михаил Михайлович
Член-корреспондент РАН
Профессор РАН
доктор физико-математических наук
Ведущий научный сотрудник Физико-технического института РАН им. А. Ф. Иоффе
https://ru.wikipedia.org/wiki/Глазов,_Михаил_Михайлович
http://www.school.ioffe.ru/phys/lecturers/глазов-михаил-михайлович
Вопрос: https://forms.gle/FTcNs6gnF7Ugh8hQ7
Примечание: Уважаемые участники, если вы хотите сопроводить свой ответ иллюстрацией (фото-, видео- материалом) вы можете прислать его на почту edu@gpad.ac.ru с пометкой в теме “Тур, уровень, ФИО”.
В случае если ваше решение полностью оформлено в виде иллюстрации, просим вас заполнить и отправить Гугл форму и обязательно указать пометку в поле “ответ отправлен в виде иллюстрации”, чтобы ваше участие в туре было отмечено и засчитано.
За грамотные дополнительные рассуждения при решении задачи, оригинальные идеи и решения Вы можете получить 1 дополнительный балл непосредственно от авторов задач. Особо приветствуется постановка эксперимента и проведение домашнего лабораторного опыта.
Справки:
2022-2031 — Десятилетие науки и технологий
25 апреля вышел указ Президента России «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».
«В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий, постановляю объявить 2022-2031 годы в РФ Десятилетием науки и технологий», – говорится (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022) в указе.
Среди основных задач предстоящего Десятилетия обозначены:
• привлечение в науку талантливой молодежи;
• содействие разработчикам и исследователям в решении важнейших задач развития общества и страны;
• повышение доступности информации о достижениях и возможностях российской науки среди населения.
г. Санкт-Петербург
Трехсотлетняя история Санкт-Петербурга и история российской науки связаны самым теснейшим образом. В новой столице России в 20-х гг. XVIII века возникло профессиональное научное учреждение, тесно связанное с государством и включенное в мировую науку. Академия наук располагалась в городе до 1934 г. Спустя полвека в Ленинграде был образован Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский) научный центр (СПбНЦ РАН), по праву считающийся историческим ядром Российской академии наук.
В Санкт-Петербурге действуют учреждения самого разного «возраста». Три из них старше самой Академии наук — это Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого), Библиотека Академии наук и Ботанический институт (в XVIII веке — «Аптекарский огород»), основанные в 1714 году. Все эти учреждения находились до основания Академии наук в ведении аптекарской канцелярии и ее главы — архиатра. Институт лингвистических исследований отсчитывает свой век от 1783 года — основания Российской Академии, вошедшей позднее в Академию наук в качестве ее 2-го отделения.
Следующая по возрасту группа институтов является наследницей «эпохи музеев» — 20-х гг. XIX века. В 1818 году президент Императорской Академии наук создаёт здесь Азиатский музей. В эти же годы под руководством академика К. А. Триниуса был создан Ботанический музей, под руководством академика В. М. Севергина — Минералогический и во главе с академиком Ф. Ф. Брандтом — Зоологический. Институт восточных рукописей, Ботанический и Зоологический институты ведут свое начало из этой «эпохи музеев». Сменившая ее «эра обсерваторий» оставила в составе Академии Главную (Пулковскую) астрономическую обсерваторию (1839 г.), долгие годы носившую славный титул «астрономической столицы мира». На протяжении всего XIX в. создавались научные общества. В 1817 г. учреждается Минералогическое общество, в 1845 г. — Русское географическое общество. Институт истории материальной культуры — наследник Археографической комиссии (1859 г.). В 1864 г. в Академии наук по предложению академика Ф.В.Овсянникова была основана Физиологическая лаборатория, из которой возник ныне существующий Институт физиологии им. И.П.Павлова (1925 г.). Столетний юбилей А.С.Пушкина дал импульс к созданию Пушкинского дома – Института русской литературы (1905 г.).
В 1918 году были созданы Оптический, Рентгенологический и Радиологический, в 1919 году — Вычислительный, в 1920 г. — Астрономо-геодезический, в 1921 г. — Математический (с 1926 г. им. В.А.Стеклова) институты. Из них выросли современные Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе РАН, тесно связанный с Академией наук на протяжении всей своей истории Государственный Оптический институт им. С.И.Вавилова, Институт теоретической астрономии РАН (в 1998 г. вошел в состав Института прикладной астрономии РАН).
После переезда в 1934 г. Академии наук в Москву Ленинград продолжает развиваться как крупнейший, второй после столицы центр академической науки.
Санкт-Петербургское отделение Российской Академии Наук
Са́нкт-Петербу́ргское отделе́ние Росси́йской акаде́мии нау́к (СПбО РАН) — региональное отделение Российской академии наук с центром в Санкт-Петербурге. Распоряжение правительства России о создании СПбО РАН подписано 17 мая 2023 года. Тем самым в РАН появилось четвёртое региональное отделение, наряду с УрО, СО и ДВО.
На октябрь 2023 года в состав отделения входили 76 академиков РАН и 111 членов-корреспондентов .
Идею создать СПбО активно продвигал нобелевский лауреат Ж. И. Алфёров в течение нескольких лет вплоть до своей кончины (2019 г.). В сентябре 2022 года общее собрание академии поддержало данную идею. Одним из аргументов за создание отделения являлось большое количество членов академии, работающих в Санкт-Петербурге.
Наряду с научными исследованиями, «способствующими технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию Российской Федерации, Санкт–Петербурга и Ленинградской области», новое региональное отделение должно будет предоставлять «экспертное научное обеспечение органов государственной власти и организаций».
Первое общее собрание отделения прошло 24 октября 2023 года, на нём завершилось формирование СПбО и решился вопрос о его председателе — им стал А. И. Рудской, доктор технических наук, специалист в области термомеханической обработки материалов, ректор петербургского «Политеха» (до избрания являвшийся и.о. председателя). В СПбО РАН избран президиум и создано пять объединённых научных советов (ОНС): по наукам о жизни, социальным, гуманитарным, естественным наукам, а также совет по прикладным наукам и технологическому развитию промышленности. В свою очередь, ОНС подразделяются на секции: так, в ОНС по естественным наукам действуют секции математики, физики, химии и наук о Земле.
Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет имени Ж. И. Алфёрова Российской академии наук» (СПбАУ, Алфёровский университет)
Академический университет был создан в 1999 году как Научно-образовательный центр Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе РАН для интеграции науки и образования в области физики и информационных технологий. Инициатива организации центра принадлежала директору ФТИ, академику Жоресу Алферову, возглавлявшему университет до марта 2019 г. «Подсказку» для осуществления столь масштабной идеи он нашел у Петра Первого.
Ещё при создании Санкт-Петербургской Академии наук царь Петр высказал идею «триединой композиции»: Академия наук, Академический университет и гимназия. Осуществить этот замысел удалось в Санкт-Петербурге только спустя три столетия в Академическом университете, объединившем научно-исследовательские лаборатории, университетские кафедры и Лицей «Физико-техническая школа». Обучение школьников, студентов и аспирантов ведется в тесном взаимодействии с активно работающими учеными — как на лекциях и семинарах, так и в лабораториях университета, что отвечает современным мировым тенденциям подготовки высококвалифицированных кадров.
Жорес Алферов шаг за шагом развивал систему подготовки научных кадров, задуманную еще основателем ФТИ академиком Абрамом Иоффе. В 1987 году усилиями Ж.И.Алфёрова и М.Г.Иванова при Физтехе был создан Лицей «Физико-техническая школа» для учащихся 8-11 классов. Это позволило начать подготовку научного резерва уже на уровне средней школы. В 1988 году Ж.И.Алфёрову и Ю.С.Васильеву, ректору Ленинградского политехнического института (сейчас — Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) удалось создать в Политехническом институте новый физико-технический факультет, профессорско-преподавательский коллектив которого состоял в основном из сотрудников Физтеха и других ведущих научных институтов города. Затем решено было собрать школьников, студентов и аспирантов под одной крышей.
Первым итогом больших усилий вице-президента РАН Ж.И.Алфёрова (получение участка земли под застройку, финансирование, само строительство) стало открытие 1 сентября 1999 года первого здания Научно-образовательного центра Физтеха. В 2002 году Президиум РАН создал новое образовательное учреждение в системе Академии наук — Академический физико-технологический университет РАН. В 2009 году присоединением к нему Лицея «Физико-техническая школа» РАН и Санкт-Петербургского физико-технологического научно-образовательного центра РАН был создан Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН (Академический университет). В 2010 году Академический университет получил статус Национального исследовательского университета.
Основные подразделения Академического университета:
1. Центр нанотехнологий, который возглавляет проректор по науке, член-корреспондент РАН А.Ю. Егоров;
2. Центр высшего образования, которым руководит проректор по образовательной деятельности, д.ф.-м.н. М.В. Мишин;
3. Центр общего образования — Лицей «Физико-техническая школа» во главе с директором, заслуженным учителем РФ М.Г. Ивановым.
Физико-технический институт имени А.Ф.Иоффе Российской академии наук (ФТИ им. А.Ф.Иоффе РАН)
http://www.ioffe.ru
Физико-технический институт имени А.Ф.Иоффе Российской академии наук является одним из крупнейших научных центров России, в котором широким фронтом ведутся как фундаментальные, так и прикладные исследования в важнейших областях современной физики и технологии.
Институт был основан в 1918 году Абрамом Федоровичем Иоффе, который затем возглавлял его в течение нескольких десятилетий. С 1960 года институт носит имя этого выдающегося ученого и организатора науки.
Занимает первую строчку в списке российских институтов по суммарному индексу цитирования научных публикаций своих сотрудников.
В ФТИ РАН в настоящее время пять крупных отделений, каждое из которых включает несколько научных лабораторий:
Центр физики наногетероструктур
Отделение твердотельной электроники
Отделение физики твёрдого тела
Отделение физики плазмы, атомной физики и астрофизики
Отделение физики полупроводников и диэлектриков