Викторина юных физиков ОФН РАН 15.05.2022

5-7 класс, вопрос задаёт:

Наумов Андрей Витальевич
Профессор РАН
доктор физико-математических наук
Руководитель Троицкого обособленного подразделения Физического института им. Лебедева РАН
Главный научных сотрудник и заведующий отделом спектроскопии конденсированных сред Института Спектроскопии РАН
Заведующий кафедрой теоретической физики им. Э.В.Шпольского Московского педагогического государственного университета
https://ru.wikipedia.org/wiki/Наумов, Андрей Витальевич
https://lebedev.ru/ru/people/branches/troitsk-bureau.html?view=person&id_level=587&id=5907
http://mpgu.su/staff/naumov/

Вопрос: https://forms.gle/uyLdvmyCrKGbi1zp6


8-9 класс, вопрос задаёт:

Смирнов Александр Иванович
Член-корреспондент РАН
доктор физико-математических наук
Ведущий научный сотрудник ИФП им. П.Л. Капицы РАН
https://ru.wikipedia.org/wiki/Смирнов, Александр Иванович
https://kapitza.ras.ru/arhiv/people/smirnov/WelcomeK.html

Вопрос: https://forms.gle/xPR8By3CWBjKA9248


10-11 класс, вопрос задаёт:

Лутовинов Александр Анатольевич
Профессор РАН
доктор физико-математических наук
Заведующий лабораторией и заместитель директора Института космических исследований РАН
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лутовинов, Александр Анатольевич

Вопрос: https://forms.gle/64xgLSWLWgtErCnj7


Примечание: Уважаемые участники, если вы хотите сопроводить свой ответ иллюстрацией (фото-, видео- материалом) вы можете прислать его на почту otvet@gpad.ac.ru с пометкой в теме “Тур, уровень, ФИО”.

В случае если ваше решение полностью оформлено в виде иллюстрации, просим вас заполнить и отправить Гугл форму и обязательно указать пометку в поле “ответ отправлен в виде иллюстрации”, чтобы ваше участие в туре было отмечено и засчитано.


2022-2031 – Десятилетие науки и технологий

25 апреля вышел указ Президента России «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».
«В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий, постановляю объявить 2022-2031 годы в РФ Десятилетием науки и технологий», – говорится (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022) в указе.

Среди основных задач предстоящего Десятилетия обозначены:
• привлечение в науку талантливой молодежи;
• содействие разработчикам и исследователям в решении важнейших задач развития общества и страны;
• повышение доступности информации о достижениях и возможностях российской науки среди населения.

Справки об институтах:

Физический институт имени П.Н. Лебедева РАН (ФИАН)
https://www.lebedev.ru/ru/

ФИАН является одним из крупнейших и, по-видимому, старейшим научно-исследовательским центром России. Как современный полифизический институт ФИАН был основан выдающимся физиком-оптиком и организатором науки академиком С.И.Вавиловым в 1934 году. Широкая тематика исследований, охватывающих практически все направления физики, обусловила нынешнюю структуру ФИАН, включающую шесть научных отделений, приравненных в основных направлениях к научно-исследовательским институтам РАН: Астрокосмический центр, Квантовой радиофизики, Оптики, Теоретической физики им. И.Е.Тамма, Физики твердого тела, Ядерной физики и астрофизики. В структуре ФИАН также работают филиалы: Обособленное подразделение и технопарк в наукограде Троицке, Тянь-шаньская высокогорная научная станция, Пущинская радиоастрономическая обсерватория, Самарский филиал, Физико-технический центр в Протвино. При ФИАН работают базовые кафедры ведущих университетов: МГУ, МФТИ, МИФИ, МИЭТ, МГТУ, ВШЭ.

Троицкий Филиал Физического института им. П.Н. Лебедева РАН
ФИАН является одним из крупнейших научно-исследовательских центров России. Ведëт свою историю от Физического кабинета Кунсткамеры, созданной по решению императора Петра I в 1714 г. Приобрëл статус самостоятельного института в 1934 г. Филиал ФИАНа в Троицке образован в 1963 г. В 2012 г. Филиал был преобразован в Троицкое обособленное подразделение (ТОП ФИАН), включающее Троицкий технопарк ФИАН.

Главные направления научных исследований Τроицкого технопарка:
• создание, исследование и применение лазеров в технологии, ме-дицине, обработке информации и других областях науки и техники;
• разработка, конструирование и изготовление научных приборов
• установок для физического эксперимента;
• разработка технологии выращивания кристаллов со специальными свойствами;
• разработка квантовых стандартов частоты нового поколения и прецизионные измерения на основе высококогерентных лазеров;
• сверхчувствительная внутрирезонаторная спектроскопия и многие другие.

Институт спектроскопии Российской академии наук (ИСАН)
https://isan.troitsk.ru/

Институт спектроскопии Российской академии наук (ИСАН) организован в 1968 году. Институт является ведущим центром изучения взаимодействия света с веществом, принципы его деятельности базируются на охвате всех основных направлений спектроскопии, сочетании экспериментальных и теоретических исследований как в фундаментальных, так и в прикладных направлениях, связями с высшей школой и промышленностью России, а также с ведущими научными центрами мира.
В институте функционируют 8 научных подразделений и центр коллективного пользования:
1. Теоретический отдел
2. Отдел атомной спектроскопии
3. Отдел лазерной спектроскопии
4. Отдел спектроскопии конденсированных сред
5. Отдел молекулярной спектроскопии
6. Отдел лазерно-спектрального приборостроения
7. Лаборатория спектроскопии наноструктур
8. Лаборатория экспериментальных методов спектроскопии

Московский педагогический государственный университет
http://mpgu.su

Московский педагогический государственный университет — одно из старейших учебных заведений России. Его история началась с открытия в 1872 году Московских высших женских курсов (МВЖК), просуществовавших до 1918 года. В 1918 году МВЖК были преобразованы во II Московский государственный университет (II МГУ). В 1930 году на базе II МГУ был образован Московский государственный педагогический институт (МГПИ), ставший правопреемником университета. В 1990 году МГПИ получил статус университета и современное название.
В настоящее время в структуре МПГУ 18 факультетов, среди которых факультет педагогики и психологии, дефектологический, иностранных языков, биолого-химический, физики и информационных технологий, художественно-графический.
Университет расположен в 26 зданиях в пяти округах города Москвы, имеет пять филиалов в городах Брянск, Краснодар, Новосибирск, Ульяновск и Челябинск.
В вузе 106 кафедр, 32 диссертационных совета по 14 отраслям наук и 68 научным специальностям. Подготовка аспирантов ведется по 17 отраслям наук и 73 специальностям. Ежегодно подготовку к научно-педагогической деятельности в МПГУ проходят более 1,8 тысячи человек. С 1992 года в вузе ведется подготовка бакалавров и магистров образования.
В МПГУ зарегистрировано более 50 научных школ, работают 16 учебно-научных центров. При университете функционируют четыре агробиологические станции в Московской и Калужской областях.
В вузе насчитывается более 30 тысяч обучающихся, работают свыше 3 тысяч преподавателей, в числе которых более 400 докторов наук, профессоров, свыше 1,3 тысячи кандидатов наук, доцентов. Кадры профессорско-преподавательского состава университета на 70% укомплектованы выпускниками аспирантуры и докторантуры университета.

Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН)
http://www.iki.rssi.ru/

Институт космических исследований Российской Академии Наук (ИКИ РАН) – головной академический институт по исследованию и использованию космического пространства в интересах фундаментальных наук. ИКИ выполняет экспериментальные научные работы по таким направлениям космической физики, как астрофизика, физика планет и малых тел Солнечной системы, физика Солнца и солнечно-земных связей, космическая плазма и исследования в области нелинейной геофизики. ИКИ поручены также подготовка программ научных космических исследований, разработка и испытания комплексов научной аппаратуры по проектам, принятым Российской академией наук и Федеральным космическим агентством. В структуре ИКИ работают подразделения: Космогеофизики, Астрофизики высоких энергий, Физики планет, Физики космической плазмы, Исследования Земли из космоса, Технологий спутникового мониторинга, Оптико-физических исследований, Космической динамики и математической обработки информации, Ядерной планетологии, Наблюдательной и теоретической астрономии и радиоинтерферометрии.

Институт физических проблем им. П.Л. Капицы Российской Академии Наук (ИФП РАН)
http://www.kapitza.ras.ru/

Институт физических проблем им. П.Л. Капицы Российской Академии Наук (ИФП РАН) был основан в 1934 году для перенесения исследований П. Л. Капицы из Англии в СССР. Это несколько необычное название должно отразить собой то, что институт не будет заниматься какой-либо определенной областью знания, а будет, вообще говоря, институтом изучающим известные научные проблемы, круг которых определится тем персоналом, теми кадрами ученых, которые будут в нем работать. В первые годы работы имел очень маленький кадровый состав ‒ менее 10 научных сотрудников, чем значительно выделялся среди других институтов РАН. При этом вклад в мировую науку сотрудников ИФП трудно переоценить — в его стенах было проведено много новаторских экспериментов и открытий в области физики низких температур и физики плазмы (работы по термоядерной реакции). Три сотрудника института были удостоены Нобелевской премии по физике: Пётр Леонидович Капица — за экспериментальное исследование сверхтекучести гелия-II[1], Лев Давидович Ландау — за теоретическое исследование сверхтекучести гелия-II[2], Алексей Алексеевич Абрикосов — за теоретическое объяснение свойств сверхпроводников II рода. В начале XXI века количество научных сотрудников возросло до 50 .
В настоящее время основные исследования в Институте проводятся в области физики низких температур: сверхтекучесть, сверхпроводимость, квантовые кристаллы, магнетизм, взаимодействие излучения с веществом. В Институте проходит обучение студентов и аспирантов Московского физико-технического института и Высшей школы экономики.


Международный день света (16 мая)

Свет играет центральную роль в деятельности человека. На самом фундаментальном уровне, посредством фотосинтеза, свет является источником зарождения самой жизни. Изучение света привело к появлению многообещающих альтернативных источников энергии, существенным медицинским достижениям в области технологий диагностики и лечения заболеваний, созданию скоростного Интернета и многим другим открытиям, которые произвели революцию в обществе и сформировали наше понимание вселенной. Эти технологии были разработаны на протяжении веков фундаментальных исследований свойств света – начиная с книги Ибн аль-Хайсама «Китаб аль-Маназир» («Книга оптики»), опубликованной в 1015 году, и включая работу Эйнштейна в начале 20-го века, изменившую наше восприятие времени и света.
Международный день света посвящен роли света в науке, культуре и искусстве, образовании и устойчивом развитии, а также в таких разнообразных областях, как медицина, коммуникации и энергетика. Этот День позволяет представителям различных слоев общества во всем мире принять участие в мероприятиях, демонстрирующих, как наука, техника, искусство и культура могут помочь в достижении целей ЮНЕСКО, заключающихся в создании основы для мирных обществ.
Международный день света отмечается ежегодно 16 мая, в годовщину первого успешного применения лазера в 1960 году, разработанного физиком и инженером Теодором Майманом. Этот день является призывом укреплять научное сотрудничество и использовать его потенциал для содействия миру и устойчивому развитию.