Викторина юных физиков ОФН РАН 16.05.2023

5-7 класс, вопрос задаёт:

Федянин Андрей Анатольевич
Проректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Вопрос: https://forms.gle/xhkdjyP1MvuTxYeM6

8-9 класс, вопрос задаёт:

Горбунова Юлия Германовна
Академик РАН
доктор физико-математических наук
Главный научный сотрудник Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН
Главный научный сотрудник Института физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН

Вопрос: https://forms.gle/9NQC2QFH2s5YCWkn8

10-11 класс, вопрос задаёт:

Наумов Андрей Витальевич
Член-корреспондент РАН
Руководитель ТОП Физического института им. П.Н. Лебедева
Заведующий кафедрой теоретической физики им. Э. В. Шпольского МПГУ
Заведующий отделом спектроскопии конденсированных сред, заведующий лабораторией электронных спектров молекул Института спектроскопии РАН (ИСАН).

Вопрос: https://forms.gle/xgJF1gBKXQSnwZBZ6

Примечание: Уважаемые участники, если вы хотите сопроводить свой ответ иллюстрацией (фото-, видео- материалом) вы можете прислать его на почту edu@gpad.ac.ru с пометкой в теме “Тур, уровень, ФИО”.

В случае если ваше решение полностью оформлено в виде иллюстрации, просим вас заполнить и отправить Гугл форму и обязательно указать пометку в поле “ответ отправлен в виде иллюстрации”, чтобы ваше участие в туре было отмечено и засчитано.

За грамотные дополнительные рассуждения при решении задачи, оригинальные идеи и решения Вы можете получить 1 дополнительный балл непосредственно от авторов задач. Особо приветствуется постановка эксперимента и проведение домашнего лабораторного опыта.

Справки:

2022-2031 – Десятилетие науки и технологий

25 апреля вышел указ Президента России «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».

«В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий, постановляю объявить 2022-2031 годы в РФ Десятилетием науки и технологий», – говорится (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022) в указе.

Среди основных задач предстоящего Десятилетия обозначены:

• привлечение в науку талантливой молодежи;
  • содействие разработчикам и исследователям в решении важнейших задач развития общества и страны;
  • повышение доступности информации о достижениях и возможностях российской науки среди населения.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, основанный в 1755 году, считается одним из ведущих университетов России. С начала своего основания вуз является центром академической жизни страны. МГУ – один из двух отечественных вузов, ходящих в основные международные рейтинги университетов. В МГУ обучается более 40 тысяч студентов, 20% из которых – иностранцы. В состав МГУ входит 39 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, 6 филиалов, около 380 кафедр, Научный парк, Ботанический сад, Научная библиотека, издательство, типография, Культурный центр и школа-интернат.

Основателем МГУ считается Михаил Ломоносов, именем которого Университет был официально назван в 1940 году. Изначально вуз состоял из трёх факультетов: философского, медицинского и юридического. Все студенты начинали своё обучение как философы и в последствии выбирали специализацию. В дореволюционной России в Университет могли поступать все свободные граждане, в независимости от их сословия. В стенах МГУ учились и преподавали многие выдающиеся учёные и государственные деятели, включая 11 нобелевских лауреатов. Среди них Б.Л. Пастернак, Л.Д. Ландау, А.Д. Сахаров и М.С. Горбачёв.

Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН

Институт общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова РАН (ИОНХ РАН) — химический институт Российской академии наук. Основан в Москве в 1934 году.
Основные научные направления ИОНХ РАН:
Химическое строение и реакционная способность координационных соединений
Синтез и изучение новых неорганических веществ и материалов
Теоретические основы химической технологии и разработка эффективных химико-технологических процессов
Методы и средства химического анализа и исследования веществ и материалов.
Институт является учредителем научных журналов: «Журнал неорганической химии», “Неорганические материалы”, «Координационная химия», “Теоретические основы химической технологии”.

Институт физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН

Институт физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН (ФГБУН ИФХЭ РАН) — российский государственный научно-исследовательский институт, занимающийся проблемами физической химии, поверхностных явлений, теории коррозии и др. Назван в честь советского физикохимика, академика Фрумкина Александра Наумовича.
Основные направления работы Института физической химии:
Супрамолекулярные и наноразмерные самоорганизующиеся системы;
Разработка материалов и наноматериалов: полимеров и полимерных материалов, сорбентов, композитов, сплавов, керамик, продуктов биологического и медицинского назначения, оптических и сверхпроводящих материалов;
Кинетика и механизмы электрохимических реакций, электрокатализ, химические источники тока, топливные элементы, электрохимические информационные системы, биоэлектрохимия мембран;
Поверхностные явления в коллоидно-дисперсных системах;
Химическое сопротивление материалов, защита металлов и других материалов от коррозии;
Химия и технология радиоактивных элементов (актиноиды, технеций и др.), обращение с радиоактивными отходами.

Физический институт имени П.Н. Лебедева РАН (ФИАН)

ФИАН является одним из крупнейших и, по-видимому, старейшим научно-исследовательским центром России. Как современный полифизический институт ФИАН был основан выдающимся физиком-оптиком и организатором науки академиком С.И.Вавиловым в 1934 году. Широкая тематика исследований, охватывающих практически все направления физики, обусловила нынешнюю структуру ФИАН, включающую шесть научных отделений, приравненных в основных направлениях к научно-исследовательским институтам РАН: Астрокосмический центр, Квантовой радиофизики, Оптики, Теоретической физики им. И.Е.Тамма, Физики твердого тела, Ядерной физики и астрофизики. В структуре ФИАН также работают филиалы: Обособленное подразделение и технопарк в наукограде Троицке, Тянь-шаньская высокогорная научная станция, Пущинская радиоастрономическая обсерватория, Самарский филиал, Физико-технический центр в Протвино. При ФИАН работают базовые кафедры ведущих университетов: МГУ, МФТИ, МИФИ, МИЭТ, МГТУ, ВШЭ.

Институт спектроскопии Российской академии наук (ИСАН)

Институт спектроскопии Российской академии наук (ИСАН) организован в 1968 году. Институт является ведущим центром изучения взаимодействия света с веществом, принципы его деятельности базируются на охвате всех основных направлений спектроскопии, сочетании экспериментальных и теоретических исследований как в фундаментальных, так и в прикладных направлениях, связями с высшей школой и промышленностью России, а также с ведущими научными центрами мира.
В институте функционируют 8 научных подразделений и центр коллективного пользования:
1. Теоретический отдел
2. Отдел атомной спектроскопии
3. Отдел лазерной спектроскопии
4. Отдел спектроскопии конденсированных сред
5. Отдел молекулярной спектроскопии
6. Отдел лазерно-спектрального приборостроения
7. Лаборатория спектроскопии наноструктур
8. Лаборатория экспериментальных методов спектроскопии

Московский педагогический государственный университет

Московский педагогический государственный университет — одно из старейших учебных заведений России. Его история началась с открытия в 1872 году Московских высших женских курсов (МВЖК), просуществовавших до 1918 года. В 1918 году МВЖК были преобразованы во II Московский государственный университет (II МГУ). В 1930 году на базе II МГУ был образован Московский государственный педагогический институт (МГПИ), ставший правопреемником университета. В 1990 году МГПИ получил статус университета и современное название.
В настоящее время в структуре МПГУ 18 факультетов, среди которых факультет педагогики и психологии, дефектологический, иностранных языков, биолого-химический, физики и информационных технологий, художественно-графический.
Университет расположен в 26 зданиях в пяти округах города Москвы, имеет пять филиалов в городах Брянск, Краснодар, Новосибирск, Ульяновск и Челябинск.
В вузе 106 кафедр, 32 диссертационных совета по 14 отраслям наук и 68 научным специальностям. Подготовка аспирантов ведется по 17 отраслям наук и 73 специальностям. Ежегодно подготовку к научно-педагогической деятельности в МПГУ проходят более 1,8 тысячи человек. С 1992 года в вузе ведется подготовка бакалавров и магистров образования.
В МПГУ зарегистрировано более 50 научных школ, работают 16 учебно-научных центров. При университете функционируют четыре агробиологические станции в Московской и Калужской областях.
В вузе насчитывается более 30 тысяч обучающихся, работают свыше 3 тысяч преподавателей, в числе которых более 400 докторов наук, профессоров, свыше 1,3 тысячи кандидатов наук, доцентов. Кадры профессорско-преподавательского состава университета на 70% укомплектованы выпускниками аспирантуры и докторантуры университета.

Институт физики, технологии и информационных систем

ИФТИС готовит исследователей, сотрудников инновационных высокотехнологичных предприятий, инженеров и педагогов по трем основным направлениям:
В Институте обучается более 500 студентов и аспирантов. 108 преподавателей, среди которых 37 профессоров, 40 докторов наук, в том числе – приглашенных из-за рубежа, в распоряжении которых уникальное научное и учебное оборудование, обеспечивают высокое качество образования. Отличительной особенностью Института является в значительной мере индивидуализированное обучение, а также редко встречающееся сочетание классических традиций университета с полуторавековой историей и самых современных образовательных технологий.